Статьи

Автомобильные близнецы

Многие из нас, наверняка, сталкивались с похожими или вовсе идентичными автомобилями. Причин этому несколько:

 

Разнобрендовые близнецы


Автомобилисты часто подшучивают над людьми, которые приобрели Volkswagen. Якобы те сумели схитрить, купив Audi, не переплатив за бренд. А автовладельцы Skoda и Seat считают себя еще хитрее владельцев Volkswagen, так как тоже купили Audi, сэкономив при этом еще больше.

В самом деле, двигатели у автомобилей этих брендов практически одинаковые, коробки передач — тоже, кузова сварены по одной и той же технологии. 4-5-звездный уровень безопасности. Кроме того, в ряде случаев и собираются эти авто на одном заводе, а поставщиками комплектующих являются одни и те же компании. Если все вокруг одинаково, тогда какой смысл переплачивать?

Еще большую путаницу создают машины, созданные на одной платформе, которые по своим техническим характеристикам часто попадают в абсолютно разные классы. Например, семейный универсал Ford Focus - близкий родственник внедорож­ника Land Rover Freelander 2.

 

Платформа-шаблон


Полноценная разработка с нуля любого современного автомобиля требует порядка миллиарда евро. Эксперты считают, что если учесть производственные затраты (комплектующие, маркетинг, зарплаты и т.д.), то среднестатистический автомобиль должен стоить не менее 30 тысяч евро. В таком случае, окупить себя он сможет, если его продажи будут осуществляться в течение 10 лет, причем каждый год минимум по 200 тысяч штук.

Но за счет чего будет извлекаться прибыль? Если каждый год мировые автопроизводители выпускают сотни новинок, стоимость которых от 5 до 15 тысяч, а популярность каждой новой модели за редким исключением превосходит 30—40 тысяч единиц.

Потому еще в 70-х годах было найдено решение весомо уменьшить себестоимость производства. Примерно раз в десятилетие формируется платформа-шаблон, к которой пристраивают различные кузова и оборудуют одним из стандартных наборов агрегатов. Таким образом, основа остается одна, но с конвейера сходят разные автомобили.

 

Плагиат


Мировой автобизнес знает несколько примеров, когда автомобильные концерны выпускают не только похожие машины, но и идентичные копии чужих моделей.

Так, огромная часть китайских авто является упрощенным и удешевленным двойником самых востребованных японских марок. Например, Chery Tiggo невероятно подозрительно напоминает Toyota Rav 4, а Great Wall Hover чересчур похож на ISUZU Axiom. Тем не менее, несмотря на близнецовость, автовладельцы, которые хотят приобрести японскую машину по китайской цене, быстро убеждаются, что качество разительно отличается от прототипа.

 

Честный плагиат


Плагиатить можно и по-честному. Частенько возникновение автомобилей-клонов есть результат взаимодействие двух концернов, решивших сэкономить на разработке новых моделей. К примеру, сотрудничество французского концерна PSA (Peugeot и Citroen) с японским производителем Mitsubishi. Сама дружба с конкурентом — вынужденная мера на активность компаний-конкурентов, в частности, альянса Renault и Nissan. Несколько лет назад на рынке возникла модель Renault Koleos, на базе Nissan Qashqai. До этого Renault внедорожников не выпускала.

Т.к у PSA собственных средств на разработку внедорожника не было, было принято решение выпустить модели Peugeot 4007 и Citroen C-Crosser, которые являются клонами Mitsubishi Outlander XL. Взамен этого японцам был предложен 2,2-литровый дизель мощностью 160 лошадиных сил французской разработки.

 

Дочерняя сборка


Когда с конкурентами уже нет сил бороться, их покупают. Яркий пример — концерн Ford, который в конце 80-х купил развивающуюся компанию Mazda, а в конце 1999-го Volvo, а следом за ней и Land Rover. Результат для потенциального покупателя — автомобили концерна сконструированы на одной платформе, технически схожи, но отличаются внешне. Таким же образом, ведет себя на рынке и американский гигант General Motors, которому принадлежит десяток мировых брендов. Как пример, продукция Chevrolet и Daewoo одинакова. Такие же модели для европейского рынка выставляются на продажу в США только под иным названием. Так, Buick Regal — копия европейского Opel Insignia.

 

Назад в ХХ век


Производство различных автомобилей на одной платформе широко практиковалось и в СССР. Примером того служит все семейство «Жигулей» — от «ВАЗ-2101» («копейка») до «ВАЗ-2107» («семерка»), созданные на одной базе, где множество деталей могли легко друг другу заменять. Аналогично и «восьмерка» с «девяткой» — разница лишь в отдельных технических деталях. А российские «десятка» и «Приора» есть продолжение той же самой платформы, разработанной еще в конце 70-х.

 

Приглядитесь внимательно, наверняка и у вашего автомобиля найдется аналог, а то и вовсе близнец?